На главную
ДетиОрганы ОпекиС чего начатьБудущим родителямАнкеты детей
ПОИСК ДЕТЕЙ
Возраст:
Пол:
Число анкет на странице
Как работает поиск на сайте

Консультации по вопросам семейного устройства

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Рейтинг@Mail.ru



Зачем ребенку нужен шеф? И нужен ли шеф вообще? Все-таки, шеф - не семья. Это какой-то посторонний взрослый, который пишет время от времени письма. Присылает посылки. Его роль в жизни ребенка не совсем понятна. Да и вообще, играет ли в жизни ребенка присутствие постороннего взрослого какую-то роль?

Вообще говоря, в жизни детдомовских детей много людей "посторонних". Воспитатели, учителя, весь персонал детских домов и интернатов - люди в каком-то смысле "посторонние". Ну уж во всяком случае, не родные. Но у всех вышеперечисленных людей есть какие-то определенные функции. Понятно, что учитель - учит. Воспитатель - воспитывает. Ну если и не воспитывает, то, по крайней мере, поддерживает дисциплину, и на худой конец пытается занять ребенка чем-то  невредным.  А  вот какова функция шефа? Что, собственно, дает ребенку наличие шефа в его жизни? Если не брать в расчет интересные письма и приятные подарки?

В этой небольшой статье я хочу изложить некоторые взгляды на то, почему те дети, которым повезло найти шефа, находятся в более благоприятной ситуации, чем их "неподшефные" товарищи. Почему присутствие всего-навсего одного, совершенно поначалу постороннего, и живущего вдали от ребенка человека, может   самым   существенным образом повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Может стать тем фактором, который сыграет весьма позитивную роль в способности ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни.

В некоторых странах, например, Великобритании, США и Франции, в системе социальной помощи детям-сиротам широко используется термин "резилиенс". В сущности, вся система мероприятий по поддержке кризисных семей и по созданию благоприятных условий для развития ребенка в трудной жизненной ситуации (каковые мероприятия заменяют в странах, более социально цивилизованных, запихивание ребенка в детский дом), базируется на принципе этого самого "резилиенса". Означает это красивое слово весьма простую вещь. В переводе на русский, это слово означает что-то вроде "упругости", т.е. "способности материала возвращаться в исходное состояние".

При чем же тут дети? А вот при чем. В английской, например, социальной практике есть такое понятие - "ребенок с высоким резилиенсом". Ребенок, который, несмотря на все им пережитое - потерю близких, отсутствие надлежащего ухода, пренебрежение его нуждами,   иногда   физические лишения, унизительное чувство ненужности и брошенности - тем не менее, сохраняет способность и, главное, желание жить дальше, желание радоваться жизни, силы для развития и свершений. Как пружинка, которая, растянувшись и пережив напряжение порой на пределе возможностей, все же возвращается в исходное упругое состояние. Наверное, это можно назвать "жизнестойкостью".

И что же, это какие-то особые дети? Откуда в них это "волшебное" качество - высокий резилиенс, эта жизнестойкость? Может быть, это заложено в генах? Или каким-то иным способом ребенок приобретает либо не приобретает это качество с рождения?

Удивительно, но многолетние исследования на тему показали, что подобное качество в людях не является врожденным. Это качество - резилиенс, способность "упруго" реагировать на удары судьбы, не ломаться, не терять воли к жизни и желания что-то достигать - зависит от некоего набора внешних факторов.

Материал взят из журнала АУ! Родители №3 (сентябрь 2009г).

Назад в раздел

Сайт создан при поддержке благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам", 2007
                       По всем вопросам по работе сайта пишите на
opekaweb@gmail.com
Rambler's Top100