На главную
ДетиОрганы ОпекиС чего начатьБудущим родителямАнкеты детей
ПОИСК ДЕТЕЙ
Возраст:
Пол:
Число анкет на странице
Как работает поиск на сайте

Консультации по вопросам семейного устройства

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Рейтинг@Mail.ru



Многие считают, что если семья не собирается брать ребенка под опеку или усыновлять, то и в гости к ним его отпускать не стоит - обсудим!

Нужно сказать, что не все специалисты и граждане одобряют посещения ребенком семей и однозначны в оценке полезности этих посещений. Кто-то подозревает семьи в поисках материальной выгоды, видит в этом стремление эксплуатировать ребенка. Встречается и такое мнение, что детдомовских детей берут в семью в качестве нянек к кровным детям или удобных живых игрушек для заполнения собственного одиночества.

Нередко мы сталкиваемся с негативным отношением воспитателей групп детских учреждений, где дети посещают семьи жителей города. И неудивительно! Не секрет, что часто, вернувшись из принимавших их семей, дети взбудоражены или, наоборот, подавлены, непослушны, агрессивны, и их поведением трудно управлять. Говоря о посещении семей, многие люди обеспокоены тем, что дети подчас слишком болезненно переживают возврат в учреждение и не понимают, почему семья их не берет навсегда. Многие считают, что если семья не собирается брать ребенка под опеку или усыновлять, то и в гости к ним его отпускать не стоит.

Если проанализировать риски и страхи, разделить ситуации и попробовать понять, как можно предотвратить или компенсировать негативные явления, то выяснится, что многие возникающие проблемы - не принципиального, а технологического характера и вполне решаемы при грамотном подходе. 8 апреля Интернет-сообщество специалистов семейного устройства детей-сирот "Семья для ребенка" http://community.livejournal.com/semja_rebenku провело в реале дискуссионный семинар "Благие намерения (Гостевые формы: риски, ресурсы, техника безопасности, альтернативы)". Состоялось достаточно бурное обсуждение во время встречи, а затем в интернете. Семинар поставил больше вопросов, чем дал ответов, однако в ходе обсуждения понимание проблем стало яснее, наметился план действий и подходы, как следует поступать для исключения грубых ошибок при посещении детьми семей.

Хотя для обозначения временного пребывания ребенка в семье используют чаще всего один термин, и законодательно применяется единый порядок оформления для различных случаев, но в жизни и ситуации различны, и цели могут отличаться. Если начать с того, что не мешать всё в кучу, а разделить цели посещения, то сразу снимается масса противоречий и становится понятным, какие стоит ввести критерии и ограничения на уровне администрации организации и какие меры нужно предпринимать для снижения рисков. Прежде всего, выделим из всего поля ситуаций два, как нам представляется, исключительно технологических случая "временной передачи ребенка в гости". Без кавычек тут трудно обойтись, так как временность очевидно юридическая, пока не вступили в силу решения о постоянном размещении ребенка.

1. Ускорение передачи ребенка в семью в процессе оформления семейной формы, например при усыновлении, после вынесения решения судом или в процессе установления обычной опеки, когда не возникает опасений, что решение будет оспорено и ускорить передачу ребенка в семью через     предварительную опеку не удается из-за отсутствия для этого юридических оснований.
2. Передача ребенка в гости в процессе выполнения программы сближения на её последней стадии в процессе подготовки ребенка и семьи, перед тем как ребенок совсем останется дома, когда решение принято, а документы на постоянное устройство ребенка уже оформлены или оформляются.

Следующие три ситуации встречаются чаще, и именно их имеет смысл обсуждать подробнее:

3. Посещение родственников ребенка, которые на данный момент не могут или не созрели для принятия ребенка в семью.

4. Общение потенциальных кандидатов в принимающие родители с ребенком в их семье для принятия решения о его постоянном размещении.

5. Посещение ребенком посторонней семьи без цели его семейного устройства.

С родственниками всё более или менее понятно: если не удаётся подвигнуть их на то, чтобы они забрали ребенка в семью, то необходимо хотя бы сохранить семейные связи и обеспечить ребенку поддержку в жизни после выхода его из учреждения.

О последних двух ситуациях стоит поговорить особо, ибо именно к таким гостям специалисты органов опеки, воспитатели и руководители учреждений относятся наиболее осторожно. Тем не менее, это не значит, что лучшим решением было бы отказаться от таких посещений. Другое дело, что к посещению семей необходимо относиться как к отдельному самостоятельному социализирующему процессу, управлять им, а главное, подготавливать такие посещения. На примере высказываемых специалистами основных опасений, попробуем разобраться, как относиться к ситуациям и что можно предпринять для снижения рисков.

"НЕПОНЯТНО К КАКИМ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ ОТНОСИТЬ ПОСЕЩЕНИЯ СЕМЬИ ПОСТОРОННИХ ЛЮДЕЙ".

На наш взгляд, не стоит искать полный аналог отношениям "ребенок - в гостях" у посторонней семьи, это особая ситуация и отношения особые, специфичные для ребенка, не имеющего возможности общаться с кровными родителями, а часто и с другими родственниками. Несколько приближаются к подобным отношениям ситуации, когда ребенок из семьи отдыхает или учится вместе с детьми друзей, дальних родственников.

"РЕБЕНОК, К КОТОРОМУ ПРИСМАТРИВАЮТСЯ И ДУМАЮТ, БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ, БУДЕТ ВЕСТИ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО И ПОСТОЯННО КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ, ПОКА ОН НАХОДИТСЯ В ГОСТЯХ, ЧТО ОПАСНО ДЛЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА, А ПОТОМ ОН ВСЁ РАВНО НЕ БУДЕТ СЕБЯ ТАК ЖЕ ХОРОШО ВЕСТИ, И ЭТО СОЗДАЕТ ПРИЧИНУ ДЛЯ ВОЗВРАТА".

Опасения верные, но неверна сама постановка вопроса. Если ребенок относительно маленький и рассматривает практически любую семью как возможность, то до принятия решения логично все встречи проводить на территории ребенка или нейтральной территории. Либо ребенок должен быть достаточно взрослым, чтобы выбор не был односторонним. Такие встречи нужно тщательно готовить, обсуждать после каждой встречи ее результаты, и происходить они должны без взаимных обязательств.

"КОГДА ДЕТИ ХОДЯТ В ГОСТИ, ОНИ ВСЁ ЖЕ ДО КОНЦА НАДЕЮТСЯ НА ТО, ЧТО ИХ ВОЗЬМУТ В СЕМЬЮ НАВСЕГДА, А ЕСЛИ ЭТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, ТО ЭТО СЕРЬЕЗНАЯ ТРАВМА ДЛЯ РЕБЕНКА".

Надеяться на лучшее, даже в безнадежном случае, - это здоровое состояние духа и бояться этого не следует. Потребность в создании более близких отношений и вхождении в семью при возникновении симпатии естественна и возникает у людей практически на уровне инстинкта. Отменить это или заставлять ребенка не желать, чтобы у него появились самые близкие люди - родители, и не примерять на эти роли принимающих его в гости людей - не реально. Травмируют, в основном не мечты и желания, а несоответствие ожиданий и реальности. Ожидания формируются не из грез, а из вполне реальных событий и предпосылок. Отсутствие четкого представления у ребенка и семьи цели посещений, своих ролей, перспектив общения, процедур общения или искаженное о них представление формирует несбыточные ожидания, а разрушение   этих   надежд действительно наносит психологическую травму. Как правило, возникают эти проблемы из-за отсутствия грамотной подготовки семьи и ребенка или невозможности ребенка воспринять всё это в силу малого возраста или отставания в развитии.

"ТЯЖЕЛЫЕ РАССТАВАНИЯ, НЕ МОЖЕТ ЛИ ЭТО ПРИВЕСТИ К ТРАВМЕ"?

Тут два момента. Первый - опять же, несоответствие ожиданий ребенка, если цели посещения не были оговорены заранее или не могут быть восприняты ребенком. Второй момент - если подумать, у всех у нас есть близкие и друзья, расставаться с которыми тяжело, потому что они дарят нам интересное общение, позитивные эмоции или дают что-то ещё эмоционально важное для нас. Если с первой проблемой справиться можно, то с чувствами бороться не нужно. Достаточно, чтобы расставание было оформлено в ритуал, ребенок и семья умели выражать свои чувства конструктивно.

По нашему более чем десятилетнему опыту, мы считаем гостевое посещение детьми посторонних семей сложным, но весьма полезным делом. Дети приобретают подчас незаменимый опыт семейного уклада жизни и общения, семейные роли утрачивают игровые стереотипы и становятся реальными, осязаемыми, дети получают практику ведения домашнего хозяйства. В результате такого общения часто формируются устойчивые связи, подчас не хуже родственных, и отношения перерастают если не в опеку, усыновление, то в наставничество, шефство. У ребенка появляется взрослый человек, к которому он может обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет, поддержку. У ребенка появляется старший друг, "родственник", что делает ребенка не столь одиноким, повышает его самооценку и уровень его иерархии среди детей в учреждении.
Подытожим сказанное и дадим некоторые рекомендации принципиального плана.

Любой процесс должен быть подготовлен и управляем. При грамотной подготовке, сопровождении и контроле в гостевых посещениях для детей значительно больше пользы, чем рисков и негативных побочных явлений.

И специалисты, и семьи должны знать и понимать цели и задачи, знать, с какими трудностями придется столкнуться, особенно поначалу.

Детей нужно готовить и работать с ними как перед самим походом в гости, так и сразу же после него, в этой работе координироваться с психологом, логопедом и другими специалистами.
Семье можно позиционировать себя по отношению к ребенку только как друзья, они не временная семья и не будущие родители, пока решения не приняты окончательно и документы не оформлены - никаких обещаний.

Необходимо подбирать семьи, вводить гибкие ограничения по возрасту ребенка, количеству детей, идущих в одну семью. Массовые походы бессмысленны, они не дают ребенку ощущение дома, но превращают дом в подобие детского учреждения.

До тех пор, пока не станет понятным, что начинают складываться стабильные отношения, а семья способна поддерживать регулярные контакты, организовывать встречи в учреждении ребенка или на нейтральной территории.

Не ждите, что противоречия между потребностями и возможностями можно устранить совсем - жизнь противоречива. Противоречия - это движущая сила.

Идеала добиться нельзя ни в требованиях к семье, ни в отношениях. Браки тоже распадаются, но никто не отменяет институт брака, так же и гости - отношения возникают и, случается, распадаются, важен общий результат и приобретенный ребенком опыт.

В материалах журнала мы приводим личный опыт семей, специалистов из регионов, выдержки из нормативных актов и формы документов для оформления временной передачи детей в семьи. Осенью этого года мы планируем выпустить два подробных методических пособия: одно для граждан, другое для специалистов, куда войдут статьи журнала, описание нового опыта и более подробные рекомендации по посещению детьми семей.

Алексей Рудов,
главный редактор жкрнала АУ! Родители

Материал взят из журнала АУ! Родители №3 (сентябрь 2009г)

Назад в раздел

Сайт создан при поддержке благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам", 2007
                       По всем вопросам по работе сайта пишите на
opekaweb@gmail.com
Rambler's Top100