На главную
ДетиОрганы ОпекиС чего начатьБудущим родителямАнкеты детей
ПОИСК ДЕТЕЙ
Возраст:
Пол:
Число анкет на странице
Как работает поиск на сайте

Консультации по вопросам семейного устройства

Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру

Рейтинг@Mail.ru



Как быть, если есть большое желание помочь детям-сиротам, но взять ребёнка в семью насовсем по разным причинам невозможно? Существует такой вид помощи детям, живущими в детских учреждениях, как временная передача воспитанников в семью. Об этом мы беседуем с Галиной Сергеевной Красницкой, преподавателем Школы приемных родителей, главным специалистом проекта "К новой семье", кандидатом педагогических наук и просто приёмной мамой.

Трудно назвать точную дату, когда в детских домах возникла идея приглашать в гости детей. Точных сведений об этом нет. По рассказам сотрудников интернатных учреждений можно судить, что они брали детей на выходные и на каникулы всегда. Это были неравнодушные к своему делу люди, которые видели, что дети многое недополучают, социально запущены, и по мере собственных возможностей они пытались им помочь. Делалось это совершенно бескорыстно и безвозмездно.

МОЖНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ИМЕННО С ГОСТЕВОГО РЕЖИМА НАЧАЛА РАЗВИВАТЬСЯ ИДЕЯ ПАТРОНАТНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ.
До недавнего времени этот вопрос не был закреплен законодательно, и поэтому, пойдет ли ребенок в гости к постороннему человеку, зависело от воли руководителя учреждения. В мае этого года вышло Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432, утвердившее Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Впервые нормативный акт определил порядок временной передачи. Однако практика работы по новым правилам ещё только складывается, и потому возникает много вопросов как у заинтересованных граждан, так и у сотрудников учреждений.

Конечно, людей, впервые берущих в гости детей из детских домов, волнуют многие моменты, связанные с тем, что ребёнка берут в гости, но в дальнейшем его не будут усыновлять или брать под опеку, а просто берут на время, чтобы вывести его из той обстановки, в которой он живёт, показать ему мир за стенами учреждения. Не является ли это травмой для ребёнка? Зачем это нужно детям? Полезно ли для них, привыкших к жизни в детском доме, перемещение в иную среду, отличную от той, в которой они сейчас живут? Как отразится на детях возвращение в детский дом, будут ли они переживать, что их не оставили в семье? Чего для ребенка больше - радости и пользы или травм и разочарования?

Я беседовала на эту тему со многими психологами, работающими в детских домах, и все они говорят: польза от того, что детей берут в гости, пусть даже на короткое время, - несомненная. Во-первых, ребёнок видит образец семейных отношений, видит, что такое семья. Ведь из выпускников интернатных учреждений только небольшой процент может создать свою семью, и, скорее всего, это те дети, у которых в опыте жизни когда-то была семья. Во-вторых, у ребёнка появляется человек, значимый для него, который им интересуется, который для него что-то делает. Это же очень важно. Ведь он или она может снять трубку и просто сказать: "Тётя Наташа! Я сегодня математику не сделала, у меня чего-то не получается" или напомнить: "У меня скоро день рождения:"

ЗАВЯЗЫВАЮТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ РЕБЁНКА.
Далее: ребёнок, которого берут в гости, очень многое узнаёт, развивается в познавательном отношении, его куда-то водят, что-то показывают, рассказывают.

Насчет того, нет ли моральной травмы, когда вы возвращаете ребенка в детский дом, на мой взгляд, это надуманная проблема. Ведь ездим же мы в отпуск, в гости, в другие страны, а потом возвращаемся домой, идем на работу. Может, не ездить в отпуск, чтобы избежать моральных травм, потому что в отпуске ты отдыхаешь, расслабляешься, а дома тебя ждет рутина будней, обязанности по дому? Увы - вечного праздника и удовольствий каждый день не бывает, и мы смиряемся с этим, с ностальгией вспоминая дни отдыха. Также есть у нас родственники и просто знакомые, к которым мы с удовольствием ходим в гости и общаемся, и, конечно, грустно с ними расставаться, но расставание не отменяет радости общения.

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТДОМОВСКИМИ ДЕТЬМИ СЕМЕЙ ГОВОРЯТ НЕ ТОЛЬКО САМИ НАСТАВНИКИ, НО И СОТРУДНИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ.
Воспитатели отмечают, что дети становятся мягче, менее озлобленными. Они живут с надеждой, что кто-то заботится о них, что они кому-то нужны.

Однако всех волнует еще один вопрос: ведь ребёнок, когда его отдают обратно в детский дом после гостей, переживает это? Да, ребёнок переживает. Но можно ли прожить вообще без переживаний? Ведь мы всё время с кем-то встречаемся, расстаёмся: Жизнь состоит из встреч, потерь, расставаний. У ребёнка, который имеет опыт подобных переживаний, формируется характер. Он закаляется, а не растёт в своей так называемой психологической капсуле, зажатый в своём мирке, из которого боится высунуться.

Но люди, берущие детей в гости, должны быть подготовлены, например, к тому, что ребёнок рано или поздно спросит: а вы можете меня взять насовсем? Поэтому нужно с самого начала себя и ребёнка настроить на то, что он идёт именно в гости, что это не навсегда, четко определить срок пребывания в гостях, объяснить, почему вы не можете его взять навсегда. Например: я бы хотела тебя взять, но смотри - у нас совсем нет места, негде спать, или болеет мама, или вот ещё какие-то обстоятельства.

САМОЕ ГЛАВНОЕ - НЕ ДАВАТЬ НЕСБЫТОЧНЫХ ОБЕЩАНИЙ, НЕ ОБМАНЫВАТЬ РЕБЁНКА И НЕ ДАВАТЬ ЕМУ НАДЕЖДЫ: "ТЫ ЗНАЕШЬ, Я ЕЩЁ НЕ РЕШИЛ, МОЖЕТ, Я И СМОГУ ТЕБЯ ВЗЯТЬ НАСОВСЕМ, НО НЕ СЕЙЧАС:"
Вот этого не должно быть. Границы должны быть определены сразу, с самого начала: ты - гость, я - хозяйка. И вести себя нужно, как в гостях. Называть вас ребёнок должен по имени-отчеству, никаких "мам":

ЕСЛИ ГРАНИЦЫ УСТАНОВЛЕНЫ СРАЗУ, ТО ВСЕМ ЛЕГКО - И ДЕТЯМ, И ВЗРОСЛЫМ.
Ребёнок с самого начала должен быть настроен правильным образом, причём желательно, чтобы это был ребёнок старше семи лет, потому что малышу невозможно объяснить, что его взяли на короткое время, а ребёнку постарше вполне возможно.

У детей пластичная нервная система, они способны быстро переключаться и забывать свои переживания. Девочка, которую брали в гости, рассказывала: "Вы знаете, вот меня как будто две. Когда я у вас - мне хорошо, мне нравится, но я про девочек вспоминаю, мне хочется им рассказать, показать, что я у вас видела. А когда я там - я о вас вспоминаю".

Очень важно, расставаясь с ребёнком, говорить ему: "Я к тебе приеду тогда-то". Чтобы не было неопределённости, чтобы не было никаких "может быть". Если не можете приехать в назначенный день, лучше позвонить, предупредить, объяснить причину, по которой не можешь приехать. Ребёнок страдает от неопределённости.

Среди негативных моментов воспитатели отметили, что старшие начинают ревновать младших и обижаться, что их не приглашают в гости, отказываются идти на воскресенье к родственникам, бабушкам. Отмечают также, что обилие подарков и новых вещей приводит к тому, что дети перестают ценить вещи, заявляя: "А нам еще купят".

В гостях нельзя позволять ребёнку "садиться на шею", сильно выделять его из своих детей, делать всё, что он ни попросит. Нужно уметь в чем-то и отказать ребёнку: "Нет, я не могу это купить, это дорого, у меня нет на это денег", чтобы в ребёнке не выработалось исключительно потребительское отношение.

Есть ещё один важный момент. ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВЫ ЗАБЕРЕТЕ РЕБЕНКА В ГОСТИ, ПОМНИТЕ    -    ЭТИ    ДЕТИ ВАМ НИЧЕМ НЕ ОБЯЗАНЫ. НЕ НУЖНО ЖДАТЬ ОТ РЕБЕНКА ВОСХИЩЕНИЯ И БЛАГОДАРНОСТИ, СТРАСТНОГО ЖЕЛАНИЯ ВЛИТЬСЯ В ВАШУ СЕМЬЮ. Их не будет. Если вам это нужно, то просто дарите свое тепло ребенку и не ждите ничего взамен. Со временем, очень постепенно его сердечко оттает, и вы начнете получать взаимное удовольствие от общения. Первый шаг к этому - дать понять, что вы не случайный прохожий в его жизни. Ведь его уже один раз бросили - родители:

Хотелось бы ещё сказать, что важную роль для продвижения гостевого режима играет инициатива органов власти. Например, несколько лет назад в нескольких областях проводилась акция под названием: "Тёмные окна в детских домах", проходившая при поддержке местного аппарата управления. Смысл этой акции был в том, чтобы зимние каникулы дети из детских домов могли провести в семье.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ МНОГИЕ ДЕТИ НЕ ТОЛЬКО СМОГЛИ ПОБЫВАТЬ В ГОСТЯХ, НО И ВПОСЛЕДСТВИИ ОБРЕЛИ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ. Еще один пример результатов похода в гости. В одной из станиц Краснодарского края должны были закрыть детский дом на ремонт и предложили односельчанам на этот период взять воспитанников в семьи. Результатом этой акции стало то, что очень многие воспитанники стали жить в этих семьях постоянно.

Как сотрудникам учреждений, так и специалистам органов опеки нужно помнить, что именно они призваны защищать права детей, лишившихся родительской заботы, и создавать условия для реализации права ребенка на жизнь и воспитание в семье, пусть эта семья и не навсегда, а на время.

Беседовала
Марина Нефёдова.
Использованы отрывки из материалов Г.С. Красницкой "Семь шагов из детского дома"

Материал взят из журнала АУ! Родители №3 (сентябрь 2009г)

Назад в раздел

Сайт создан при поддержке благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам", 2007
                       По всем вопросам по работе сайта пишите на
opekaweb@gmail.com
Rambler's Top100